Поводом для написания этой заметки послужил один вопрос в блоге, достаточно типичный для людей, занимающихся медитациями. Помнится, я и сам в своё время был озабочен подобными вопросами. Поэтому я решил ответить на этот вопрос в отдельной теме.
Вопрос касается определенных переживаний в медитациях, возникающих при наступлении определенных состояний. А именно, речь идет о случающемся иногда во время медитации переживании спонтанного “расширения сознания”, на которое непонятно, как реагировать и как подобное состояние вообще интерпретировать.
Итак, что это за “расширение сознания” и откуда оно берется? У человека, имеющего определенный опыт в медитациях и регулярно их практикующего, подобные состояния могут случаться с той или иной периодичностью. Зависит это от текущего состояния вашей читты, от степени её возбуждённости, а, точнее, наоборот, от её текущей успокоенности и очищенности.
Механизм возникновения условий для проявления состояния “расширения сознания” выглядит следующим образом. На любом уровне вашей практики, независимо от текущей подготовленности и тренированности (и даже в случае, если вы вообще не практикуете), вы обладаете определенной осознанностью (о том, что такое осознанность, см. в соответствующей теме). Это означает, что какую-то часть своей читты вы осознаёте (знаете, что в ней происходит), какую-то часть осознаёте плохо или непостоянно, а какую-то часть (обычно самую большую) не осознаёте вообще.
Осознаваемая часть читты — это ваш текущий проявленный мир, который вы явным образом воспринимаете в бодрствующем состоянии. В зависимости от заполненности осознаваемой части читты самскарами, а также от степени активности (проявленности) этих самскар, ваша осознаваемая читта находится в той или иной степени текущей возбуждённости или, наоборот, успокоенности. Медитации — это тот инструмент, который вы используете для осознания своих самскар, что ведет к избавлению от них (см. также другие темы о медитациях на этом блоге). На этом же принципе работает вся современная психоаналитика.
При регулярных медитациях процесс избавления от самскар идет с некоторой периодичностью. В идеальном случае во время медитации читта успокаивается и начинает впускать в себя свет глобального Сознания. Этот свет активирует самскары, находящиеся в осознаваемой части читты, самскары “раскрываются” (то есть осознаются) и либо сразу сгорают (мелкие самскары), либо остаются в активном состоянии (более крупные или плотные самскары), проявляясь в каких-либо ощущениях, мыслеобразах, воспоминаниях и т.п. Такие самскары требуют дальнейшей “отработки” и способны в той или иной степени возбуждать читту в целом, зачастую весьма сильно. Возбуждённая читта на время теряет способность впускать в себя свет глобального Сознания, и сможет вновь открыться ему лишь после своего успокоения, то есть после отработки активных самскар. Отработка активных самскар происходит постепенно сама собой, в том числе и вне медитаций, главное — не зацикливаться на тех впечатлениях, воспоминаниях и переживаниях, которые всплыли в вас после активации очередной порции самскар (понимание того, откуда берутся те или иные впечатления и переживания, приходит со временем, по мере продвижения в практике медитаций и роста осознанности).
Что представляет собой упомянутое “расширение сознания”? На самом деле это прорыв — прорыв света глобального Сознания в вашу читту и ваш собственный прорыв к новому опыту и переживанию состояния большей осознанности. Умом это действительно воспринимается как спонтанное и быстрое расширение сознания до прежде недоступных границ или даже до бесконечности. На самом же деле — это ваше прикосновение к глобальному Сознанию, чей свет (слово “свет” здесь употребляется условно, поскольку Сознание на самом деле пустотно, однако его воздействие на читту зачастую проявляется именно в виде света) вошел в вашу читту вследствие её достаточного успокоения. Это не расширение вашего индивидуального сознания — у вас его нет, поскольку Сознание едино и глобально — это расширение вашей осознанности вследствие того, что ваша читта в какой-то момент приобрела достаточную прозрачность для того, чтобы глобальное Сознание в вас проявилось. Тем не менее, ваш ум, с которым вы отождествлены, интерпретирует такое состояние именно как “расширение вашего собственного сознания”, хотя всё это — не более, чем иллюзия, очередные игры ума.
Однако, к сожалению, не всё так просто. Спонтанное расширение осознанности в медитации — замечательный опыт, свидетельствующий о том, что вы движетесь в верном направлении. Но он никак не свидетельствует о том, что вы уже достигли того, к чему стремились. Почему? Сейчас объясню. Дело в том, что действительно серьёзное качественное изменение в духовном развитии приносит лишь достигнутое состояние самадхи, причем даже и это — всего лишь первая ступень посвящения. Случающийся же в медитациях спонтанный рост осознанности, к сожалению, в подавляющем большинстве случаев (практически в ста процентах) не приводит к наступлению самадхи. Почему? Потому что читта не готова к этому, потому что она недостаточно чиста для этого, потому что в ней накоплено бесчисленное множество самскар. По этой причине после подобного “прорыва” обычно следует “откат”. Спонтанный рост осознанности, вызванный глубоким проникновением глобального Сознания в вашу читту, активирует “спящие” в прежде неосознаваемых частях читты самскары, заставляет их “всплыть” в осознаваемую часть читты и раскрыться там. Много самскар при этом бесследно сгорает сразу же. Но много самскар просто раскрывается (осознаётся) и требует дальнейшей отработки. Активные самскары возбуждают читту, ее “каналы” переполняются нахлынувшими впечатлениями и на более или менее длительный срок становятся неспособны пропускать свет глобального Сознания. В итоге цикл повторяется (см. также тему “О препятствиях в практике“). Однако, с каждым подобным прорывом ваша осознанность растёт (даже если вы этого поначалу и не замечаете), старые самскары постепенно отрабатываются и их количество уменьшается, и читта постепенно очищается. Процесс этот обычно очень долгий, и рассчитывать в медитативной практике на быстрый результат не следует.
Какое число подобных циклов прорывов-откатов должно случиться, прежде чем читта станет готовой к наступлению самадхи? Это сугубо индивидуальная вещь, зависящая от очень многих факторов: возраста, в котором вы пришли к духовной практике, и вашего прежнего жизненного опыта (то есть от числа накопленных в этой жизни самскар), от количества прожитых ранее жизней (которого вы, естественно, не знаете, но от которого зависит количество самскар, унаследованных из прежних жизней), а также от “качества” предыдущих жизней (то есть от того, занимались ли вы духовными практиками в своих прежних жизнях). В любом случае, если я даже назову вам число 500 или 1000 — разве от этого станет легче? Понятно, что срок отработки накопленных в читте самскар — весьма и весьма длителен. Возможно, конечно, что кому-то из вас повезёт, однако, с точки зрения эффективности практики, лучше на подобное не рассчитывать и даже не надеяться.
И, тем не менее, в конце концов один из подобных прорывов должен привести к самадхи. Как это определить? Как распознать то, что наступило именно состояние самадхи? Как отличить истинное от кажущегося? Ведь зачастую подобные прорывы в медитациях порождают состояния, приводящие ум в замешательство и вызывающие вопросы типа “а не оно ли это самое, к чему я так стремился?”. Как понять, что это на самом деле: истинное состояние или очередная игра ума?
Здесь следует еще раз разъяснить природу ума и природу состояния “не ума”, состояния глобальной осознанности, то есть самадхи.
Состояние “ума” подразумевает существование отождествлённого с умом виртуального существа, некоего эго — то есть, собственно, “вас”. Всё, что вы воспринимаете, вы воспринимаете через посредника — через тот самый ум, с которым вы отождествились и который, кстати сказать, вам не принадлежит (см. также тему “Об уме и отождествленности“). Вы не воспринимаете всё происходящее непосредственно, вы полагаетесь на некий ум, который интерпретирует — пересказывает вам “своими словами” всё то, что увидел, на что обратил внимание — и, соответственно, не пересказывает того, что не увидел. Ваше восприятие, тем самым, ограничено и, более того, оно не истинно, поскольку очень многое от вас просто ускользает, а то, что доходит — приходит в искаженном виде (“благодаря” засилью накопленных в читте самскар). Именно искаженное восприятие и держит вас в плену иллюзии и сансары. Кроме того, в вашем уме идет постоянный внутренний диалог, постоянное “пережёвывание” прежних жизненных впечатлений, а также “планов на будущее”, постоянный поиск решений для нерешенных жизненных задач. Все это еще сильнее ограничивает ваше восприятие, усиливая ваше эго и закабаляя в иллюзорном существовании.
Истинное состояние — состояние “не ума” — возникает при исчезновении отождествлённости с умом, при исчезновении того самого виртуального существа, при исчезновении эго, то есть, собственно, вас. В этом состоянии нет мыслей, поскольку нет “вас”, а это значит, что некому “думать”. В этом состоянии присутствует глобальная осознанность: читта (или, как минимум, ее основная часть) прозрачна для прохождения глобального Сознания, иначе бы это состояние просто не наступило. И даже если в уме продолжается какая-то активность, то эта активность происходит помимо вас, потому что вас просто нет, вы исчезли, вы не существуете.
Состояние “не ума”, состояние самадхи, невозможно ни с чем спутать. Это самоподдерживающееся и абсолютно безусильное состояние — состояние самоподдерживающейся глобальной осознанности, не требующее никаких усилий по своему поддержанию, состояние абсолютной расслабленности и отдыха. Это состояние не имеет ничего общего с медитацией, поскольку медитация “делается” умом, а точнее, отождествленным с умом виртуальным существом, а в состоянии самадхи нет того, кто отождествлен и кто в состоянии “делать” медитацию. Если вы попали в некое состояние, относительно которого возникли сомнения, самадхи это или нет, то это автоматически означает, что достигнутое состояние — не самадхи, потому что в самадхи нет того, кто мог бы сомневаться, а значит, нет и самих сомнений.
Если при достижении некоторого состояния у вас возникает страх относительно того, стоит ли двигаться дальше в то неизведанное, что перед вами открылось, то ваше состояние — точно не самадхи, поскольку в самадхи нет того, кто мог бы бояться, а значит, нет и самого страха.
И существует также еще один очень простой тест, позволяющий определить, является ли достигнутое вами состояние состоянием самадхи. В самадхи вы можете свободно пользоваться умом, при этом возникающие в уме мысли никак не будут вас затрагивать и не смогут как-либо повлиять на ваше текущее состояние, не потребуют никаких усилий на поддержание осознанности. Попробуйте подумать о чем-нибудь. Если при этом ваша осознанность хоть как-нибудь изменится, если в вашем состоянии произойдут хоть малейшие изменения, если возникшие мысли хотя бы малейшим образом затронут ваше существо, если поддержание осознанности потребует от вас хоть малейших усилий — значит, ваше существо продолжает присутствовать, оно не исчезло и, значит, достигнутое состояние — не самадхи.
И хотелось бы еще раз отметить главный критерий истинности: в состоянии самадхи нет сомнений, что это самадхи, нет сомнений, что это истина. Если присутствуют сомнения — то это не истина, это игры ума.