Гипнотические состояния
Введение человека в состояние усваивания им условного рефлекса называется внушением или суггестией. Суггестия (от лат. Suggestio) — это процесс воздействия на психическую сферу человека.
Возможность внушения возникает при снижении сознательности и критичности в восприятии. Внушение производится с целью создания условий для бессознательной реализации человеком полученной внешней информации.
Для этого процесс сопровождается формированием отношения доверия к источнику информации, и, в связи с этим, отсутствием желания ее понять, проанализировать и оценить.
Повлиять на человека словесной информацией возможно, если человек не настроен критически, а независимость его суждения и восприятия ослаблены доверием.
Внушение не нацелено на возбуждение логического анализа, оно не вопрошает, а диктует и поэтому возможно только когда воспринимающий человек находится в подчинённом состоянии.
Для формирования состояния доверия и подчинения большое значение имеет авторитет источника влияния – человека или группы людей. Воздействие от внушения стереотипа может произойти случайно или быть специально организовано для создания определённых взглядов.
Например, вы постоянно испытываете коммуникативное воздействие средств массовой информации и, в частности, рекламы. Рекламу, обычно, вы сначала воспринимаете с недоверием, а через некоторое время привыкаете к ней, перестаёте воспринимать критически и открываетесь для внушения.
И вот вы уже думаете, что нужно бы попробовать этот стиральный порошок…
Доверие к источнику и расслабленное состояние отключают сознание.
Сознание отключает и нервное возбуждение. Нервное возбуждение и доверие к источнику тоже вводят в состояние, которое открывает человека для внушения.
Иногда вы самовозбуждаетесь, пытаясь оправдать свои действия или действия других для сохранения своего стереотипа мировоззрения, и производите самовнушение.
Внушение, обращенное к вам со стороны, может быть прямым и косвенным. Прямое внушение будет сопровождаться призывами к определённым действиям, а косвенное даёт указания к действиям в скрытом виде.
Вы можете ввести себя в психическое состояние, внушение в котором невозможно. Такое состояние называется контрсуггестией. Для состояния контрсуггестии характерно критическое восприятие информации, недоверие к источнику, осознанность, независимость характера и высокая самооценка.
Для того чтобы разрушить зомбированное состояние человека в толпе и вернуть ему осознанность, необходимо, к примеру, говорить ему конкретные вещи (окрикивая его по имени и фамилии) и просить ответить на вопросы («Куда ты направляешься?» и т.п.).
Состояние, в котором внушение невозможно, может быть также связано с психическими отклонениями.
Процесс внушения включает в себя формирование нервного возбуждения и сопереживание или расслабление и доверие. Чаще внушение происходит в процессе нервного возбуждения.
В этом случае, для усвоения вашим подсознанием условного рефлекса в виде стереотипа восприятия и действий, необходимо ваше доверие к источнику информации, пониженная осознанность, нервное возбуждение и согласие с информационным блоком.
Внушаемый в общении информационный блок закрепляется через вторую сигнальную систему взаимоотношений человека со средой (словами или знаковыми фигурами). В состоянии вашего возбуждения и доверия, внушение через вторую сигнальную систему произведет речь, произнесённая вашими голосовыми связками или произнесённой вами мысленно, речь слышимая вами, видимый текст, схемы или символы.
Человек – существо коллективное, он ощущает необходимость в поддержке его другими людьми. Поддерживая друг друга, мы делаемся сильнее, решая индивидуальные или групповые задачи.
Общий для группы управляющий мыслительный процесс даёт сообществу определённые преимущества по сравнению с одиночными особями, и в условиях бессознательных действий шаблон выполняемых действий эволюционно закрепляется, как обеспечивающий выживание.
Но в современном мире коллективные бессознательные действия часто направлены против выживания в опасной ситуации. Поведение больших масс людей, особенно в условиях паники, имеет свои законы и отличается от поведения одного человека.
Основными механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств является нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение. Люди энергетически подпитывают друг друга.
В толпе активируется желание взаимодействовать, а для стабильного единства её участников нужен приток эмоций. Отсутствие ясных целей и неуправляемость порождают такое свойство толпы, как легкая изменчивость поведения (любопытство, экспрессия, агрессивные действия и др.).
Такие колебания в настроении происходят спонтанно, и любой эмоциональный призыв может направить толпу. Толпа, зараженная массовой паникой, опасна для самой себя и для окружающих.
В условиях чрезвычайных ситуаций возникает единое и неуправляемое поведение группы. Массовая паника — один из видов поведения толпы, который психологически характеризуется состоянием страха, воображением опасности и ощущением безвыходности. Это состояние нарастает и блокирует способность рациональной оценки обстановки.
Эффективное сообщество соратников подсознание определяет очень важным для выживания. Даже в кратковременно существующих группах, объединённых одной целью, человек, который попал под влияние толпы, забывает о себе, всеми мыслями и действиями содействует этому сообществу.
Подчинившись чувству единства, общие задачи для него становятся важнее индивидуальных, и человек готов даже убивать.
Взаимодействующая группа людей тем легче преобразуется в паническую толпу, чем выше её эмоциональность и ниже осознанность действий. Для малой осознанности характерны неясные или субъективно значимые общие цели, и слабое влияние авторитета её лидеров.
Паническое поведение – это единое возбуждённое бессознательное состояние группы, и ему соответствуют неосознанные действия.
Если авторитет лидера высок, а группа находится в возбуждённом бессознательном состоянии, то это не толпа, а управляемая, полностью подчинённая лидеру группа.
В неуправляемой толпе каждый человек доверяет группе.
В управляемой толпе каждый человек доверяет лидеру.
Находясь в толпе, создайте для себя возможность осмысленного поведения, для этого взгляните критически на призывы и задайтесь вопросами, например: «Зачем я здесь? К чему меня призывают? Что я должен делать? К чему это приведёт? Что мне следует предпринять?»