Эмоциональные реакции сужают осознанность человека, и могут полностью блокировать его сознание в крайне эмоциональных реактивных состояниях, например таких, как аффект.
Аффективно-шоковые психогенные реакции возникают в острых ситуациях, содержащих угрозу для жизни или базовых личностных ценностей человека при условии отсутствия усвоенного стереотипа реагирования.
В этих обстоятельствах возникает хаотическая двигательная активность, нарушается пространственная ориентация, после завершения этой ситуации человек не помнит своих действий.
Реакция может сопровождаться ступором движений и потерей речи из-за отключения сознания. Следствием аффективно-шоковой реакции может быть и так называемый эмоциональный паралич — последующее индифферентное отношение к действительности как защитный механизм подсознания на неразрешимую опасную ситуацию, отсутствием осознанности, чрезмерной расслабленностью мышц.
Вследствие серьезных жизненных неудач, потери близких людей, краха больших надежд человек может погрузиться в депрессивное состояние, в котором также наблюдается блокирование сознания как защита от переживаний.
В это время подсознание блокирует максимальное количество зон мозга и прекращает решение ими текущих задач. Подсознание в этот момент включает одну из программ примитивного поведения, и концентрируется на энергоинформационном посыле, содержащем желание перестроить модель восприятия реального мира с учетом произошедшего события.
Подсознание, не располагая программой эффективных действий, включает программу беспомощного зависимого поведения, рассчитанную на заботу окружающих.
Душевные муки нередко усугубляются самообвинением, «угрызениями совести», навязчивой детализацией травмирующего события. В поведении индивида могут появиться особенности речи и мимики, свойственные детскому возрасту и может возникнуть приобретенное снижение интеллекта.
Различают степени эмоционального воздействия на человека, которые не полностью отключают сознание. Так, поведение человека в ситуации стресса отличается от аффективного поведения.
При стрессе человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения, но действия его постепенно теряют осознанность и самоконтроль.
Под стрессом понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия. Сознание частично отключено:
На первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение. Отсутствие стереотипа реагирования подвигает его на спонтанные действия.
Второй этап развития стрессового состояния проявляется в том, что у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля (полная или частичная). Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия, довольно смутно, и не полностью.
Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно люди впоследствии жалеют о содеянном в состоянии стресса.
Тревога(тревожное ожидание) — эмоциональная реакция на опасность.
В состоянии тревоги сознание тоже частично отключается — теряется определённая доля рассудительности:
Человек с трудом способен определить объект или причины своего состояния. Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опасного поступка.
Для того чтобы сохранить осознанность в экстремальной ситуации следует задаваться вопросами, которые уточнят ваши возможности и определят ваши рациональные действия, это вопросы типа: «Что я могу сделать в сложившейся ситуации? Чем я могу помочь?»
Нервное возбуждение при переходе в эмоциональное состояние может включать устойчивые автоматические режимы подсознания. В этих состояниях, которые связаны с появлением навязчивых мыслей, подсознание настойчиво диктует действия. Подсознание во всём, усвоенном как важное, всесильно.
Разум эти действия часто осознаёт неправильными, но не может противиться их выполнению. Сознание же в этих случаях также частично отключено.
Аддикция (зависимость) — ощущаемая человеком навязчивая потребность к определенной деятельности. Это относится к таким явлениям, как лекарственная зависимость, наркомания, и поведенческим зависимостям, таким, как игромания, шопоголизм, психогенное переедание, гиперрелигиозность и т. п.
В медицинском смысле, зависимость — навязчивая потребность в использовании привычных стимулов.
Навязчивые мысли, постоянно лезущие в голову, могут очень мешать жить.
Вас может раздражать собственное поведение, но вы чувствуете себя бессильным что-то изменить.
К примеру, навязчивые мысли могут начать докучать перед сном и создавать активное возбуждённое состояние.
Такие навязчивые состояния могут переходить в невроз. В этих случаях можно говорить о наличии обсессий – постоянно возникающих опасений, назойливых мыслей, образов и побуждений, вызывающих тревогу, и компульсий (ритуалов) – стереотипно повторяющихся поступков, призванных снизить тревогу.
Предположительно, именно высокие требования, предъявляемые людьми самими к себе, заставляют человека испугаться впервые появившихся «плохих» мыслей и начать попытки их блокировки. Борьба с навязчивым состоянием усиливает нервное возбуждение и фиксирует на проблеме.
Навязчивые состояния делятся на 2 основные группы: в первом случае, навязчивое состояние вызывает определенное действие, ритуал, выполнение которого не возвращает нервную систему в нейтральное состояние, не снимает её побуждающее воздействие.
Или удовлетворение от выполненного действия может быть кратковременным, и через некоторое время новый устойчивый цикл возбуждения требует нового цикла действий, которые позволят ощутить удовлетворение от изменения окружающей среды. Люди внушают себе, что их реакция на возникающую проблему не эффективна, и поэтому необходимо повторное действие.
Например: неудовлетворённость чистотой создаёт желание мытья рук или «стерилизации» комнаты, потребность проверить по многу раз, закрыта ли дверь или выключен ли газ, выполнение мистических действий (посчитать до определенного числа, дотронуться до того или иного предмета и т.п.).
Вторая группа навязчивостей, именуемая Pure-O (чистая обсессия), имеет в своей основе назойливые мысли, не сопровождаемые очевидными ритуалами, но содержащие возбуждение и зацикливание мысли на необходимости определённых действий, направленных на устранение раздражения.
Например: мысли о жестокости или агрессии по отношению к близким, навязчивые мысли о нравственности или духовности, определенная фраза и т.п.
В этом случае, как правило, человек развивает со временем схемы поведения, направленные на избегание ситуаций, активирующих назойливые мысли.
Вот самые распространенные навязчивые мысли и состояния:
- Мысли о возможной агрессии по отношению к окружающим (сильное желание выехать на встречную полосу, ударить кого-то ножом и т.п.)
- Мысли, связанные с чрезмерной личной ответственностью (а не обидела ли я свою сестру; не подвёл ли я родителей; не сбила ли я, случайно, пешехода на тротуаре; точно ли я закрыл дверь; а вдруг я не выключил свет? и т.п.).
- Состояния, связанные с гигиеной и чистотой (многократное мытье рук, стерилизация посуды, избегание «загрязненных» мест, длительное и тщательное бритье и т.п.)
- Ритуалы «чтобы не допустить беды» (подсчет чего-либо определенное количество раз; стучание по столу; покупка только «правильных» вещей или каким-то определенным, «правильным» образом; потребность увидеть кого-либо или что-либо и т.д.).
- Наведение порядка: предметы расставляются в строго определенном порядке, каждый имеет свое место. Например, стулья стоят строго симметрично и т.п.
- Переживания, связанные с сексом (боязнь оказаться педофилом или гомосексуалистом и т.п.)
Таким образом, любое проявление аддикции связано с нервным возбуждением от определенного раздражителя, следствием которого является стимулирование исполнительной системы организма в виде желания активных действий, подавление сознательного реагирования.
Желание действий связано с целью удовлетворить ощущаемую потребность. При этом факт удовлетворения потребности не отключает стимулирование исполнительной системы.
Цель, которую преследует аналитическая система организма, не в изменении взаимодействия с окружающей средой, а в получении ощущения удовлетворения от выполняемых действий в связи с важностью раздражителя.
Энергоинформационное взаимодействие с активированными пользователями этого стереотипа стимулирует системообразующую потребность и не даёт успокоить нервную систему.
В результате чего подсознание создаёт прилив сил, сохраняет нервное возбуждение и желание выполнить вновь соответствующий этому желанию стандартный набор действий, а аналитическая система ждёт ощущений от этих действий.
Для того чтобы освободиться от стимулирующего воздействия энергоинформационной структуры необходимо разрушить механизм обращения подсознания к соответствующему усвоенному стереотипу и таким способом разорвать связь с источником стимулирования действий.
Связь человека с закреплённым в подсознании стереотипом достаточно прочна, другие активные пользователи этого стереотипа укрепляют и стимулируют эту связь, а разум, реагируя на стимулы, лишь формулирует мотивы.
Взаимодействие с одной энергоинформационной структурой легче разрушить с помощью другой, усвоив её замещающий стереотип.
В аддитивных состояниях сознание контролирует реакции исполнительной системы, но подсознание настойчиво мотивирует разум подчинить действия выполнению выбранной им программы.
Это происходит аналогично механизму работы подсознания в опасных ситуациях, когда работа сознания заторможена и действиями управляет только подсознание.
Например, эмоциональная реакция на страх рождает стандартные неосознанные физиологические реакции и автоматические действия.