Психологическое равновесие
Любая ситуация, которая создаёт сильное нервное возбуждение, является сигналом подсознанию о необходимости экстренных действий для изменения существования.
В соответствии с механизмом автосинхронизации реакций особей одного вида, в случае возбуждения нервной системы, подсознание ищет единомышленников для совместных действий.
Например, такой всеми признанный шаблон мышления: «вместе любые трудности по плечу» создаёт стандартную условную реакцию человека, как коллективного существа, в виде его стремления к людям в любых трудностях и тревогах.
Не существует стайных объединений живых существ, в которых в минуты опасности, индивиды не стремились бы стянуться плотнее.
Эрих фон Хольст провёл опыт на речных гольянах (название рыб). Он удалил одной рыбе этого вида передний мозг, отвечающий, по крайней мере, у этих рыб, за все реакции стайного объединения.
Гольян без переднего мозга выглядит, ест и плавает, как нормальный. Единственный отличающий его поведенческий признак состоит в том, что ему безразлично, если никто из товарищей не следует за ним, когда он выплывает из стаи.
Таким образом, у него отсутствует нерешительная «оглядка» нормальной рыбы, которая, даже если очень интенсивно плывет в каком-либо направлении, уже с самых первых движений обращает внимание на товарищей по стае: плывут ли за ней и сколько их, плывущих следом. Гольяну без переднего мозга это было совершенно безразлично; если он возбуждался увиденным кормом, то он решительно плыл туда.
И, представьте себе, вся стая плыла следом потому что только очень важная информация может заставить направиться куда-либо без оглядки на других. Искалеченное животное как раз из-за своего дефекта стало решительно двигаться к цели, и стало несомненным лидером.
Эгрегоры (энергоинформационные маятники) стимулируют разрешение проблем, создают стереотипы, фиксируя проверенные удачные схемы действий в стандартных ситуациях; стабилизируют иерархию и правила поведения в каждом коллективе и обществе в целом; фиксируют моральные ценности общества; создают моду; делают жизнь устойчивой и понятной; обеспечивают сотрудничество и взаимодействие.
Эгрегоры – источники психологического равновесия в обществе.
С другой стороны, общественное мнение, зафиксированное маятником, навязывает свои стереотипы, когда они вредны, противится новому и тормозит развитие. Взгляд большинства людей не всегда является полезным, «прописные истины» не имеют ничего общего с поговоркой «одна голова хорошо, а две лучше».
Мнение группы базируется на видимых конечных результатах, например, такой стереотип социума: добивайся карьерного роста и денег. Большинство людей уверены в том, что более высокое служебное положение обеспечит вам достойную жизнь.
Но, если вы стремитесь стать руководителем, то учитывайте свою предрасположенность и способности к руководству коллективом.
Высокая зарплата является в действительности не целью, а сопутствующим атрибутом, а атрибуты приходят сами в результате определения своего места в жизни. Работа должна увлекать и приносить радость.
Например, став специалистом определённого класса, вы получите блага, соответствующие ценности вашего труда, а подменяя цель атрибутом, вы не станете хорошим специалистом и ничего не достигните.
Нам обычно не приходит мысль критиковать стереотип – он всегда кажется естественным и очевидным. После того, как представление о чём-либо вами усвоено, нервное возбуждение, возникшее в связи с определённым раздражителем, связывает вас с соответствующим усвоенным способом реагирования на него, а программа реагирования подчинит ваши действия подсознанию, зафиксирует вас на этом раздражителе и постарается не дать вам критически оценить свои действия.
Стереотип становится одним целым с нашим представлением о жизни. Усвоенный образец восприятия трудно заменить собственным, более точным понятием; ещё труднее заменить его противоположным понятием.
Вредные привычки тоже являются стереотипом поведения, который поддерживает эгрегор.
Группа, эмоционально реагирующая на одно событие, образует энергоинформационный маятник, в котором каждый его приверженец по ряду параметров соответствует единому образу этого сообщества, он:
- Идентифицирован по стереотипам мышления и поведения, по условиям существования, причисляет себя к этой группе и готов подчиниться ей.
Например, если на стадионе вы смотрите игру команд, болельщиком которых не являетесь, то вас не захватят маятники болельщиков этих команд.
- Эмоционально отреагировал на это событие.
Так, если вас эмоционально задевает тема пустого по содержанию разговора, то вам трудно прервать этот разговор и уйти.
- Согласен с информационным комплектом реагирования на эту ситуацию.
Только то, с чем мы согласны объединяет нас с другими.
- Получает указания от подсознания в виде ощущения необходимости определённых действий. Так, к примеру, толпа всегда подчиняет и подсказывает действия.
Разум уже потом находит объяснение желанию действовать в соответствии с появившимся ощущением.
Когда кто-то из группы реагирует на информацию, определяющую сектор этого маятника, то каждый из его приверженцев автоматически отвечает на возбуждение этого сектора, если испытывает хотя бы минимальное действие этого раздражителя.
К примеру, всегда больше хочется посмотреть фильм, анонсированный в программе телевизионных передач, чем любой из вашей видеотеки, который вы, как и этот, тоже видели, и которые тоже вам нравятся.
Для активизации пассивного приверженца требуется его нервная реакция на соответствующий раздражитель, которая включит программу реагирования, а если его подсознание определит других активных участников, то дополнительно энергетически стимулирует индивида, создав повышенное содержание адреналина в крови.
Узнав о предстоящей игре любимой команды, вы стремитесь её посмотреть, предвкушаете зрелище и возбуждённо ждёте начала игры. Но вы вряд ли будете жадно следить за успехами этой команды, если её члены играют и в других клубах. Образ группы болельщиков такой команды размыт.