Усвоенные реакции
Если, реагируя на ваше возбуждение, подсознание найдёт усвоенное решение задачи, то включит алгоритм автоматического реагирования.
Так, если вы привыкли тормозить велосипед обратным ходом педалей, то вам будет сложно управлять велосипедом, оснащённым ручным тормозом. И чем сложнее дорожная ситуация, тем ярче проявляется усвоенный ранее шаблон реагирования.
Если эти усвоенные действия синхронизированы с группой, то даже если вы будете действовать в одиночку, ваше подсознание будет сильнее энергетически стимулировать вас. Взаимодействие с группой и подражание её членам соответствует генетически заложенной программе действий.
Например, усвоенный диалект откладывает отпечаток на всю жизнь, даже если человек десятки лет живет на другой территории.
Информация, которая усвоена группой, особенно важна для подсознания тем, что коллектив признал её ценной и поддерживает энергетически, поэтому в соответствующей ситуации она имеет приоритет для использования. То, что усвоено от общества в детстве или в другой период жизни, становится привычкой, и от неё непросто отказаться, особенно если есть и другие её приверженцы.
Стереотип, длительно энергетически поддерживаемый группой, может закрепиться генетически.
Такие раздражители, как сильный звук, яркая вспышка света, резкий запах, неожиданное действие, изменение движения всегда привлекут внимание. Среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых предметов — темный.
Чем сильнее нервное раздражение, тем сильнее концентрация вашего внимания на нём. И чем более важная для организма задача привлекла ваше внимание, тем вероятнее включение автоматического алгоритма ваших действий.
Большую роль в привлечении внимания играют существующие у вас типовые интересы. Внимание автоматически концентрируется на важном для жизнедеятельности, интересном с точки зрения привлекательности процесса или привлекательности целей, которых с их помощью возможно достичь.
Любая деятельность требует концентрации внимания на её выполнении и требует волевых усилий на то, чтобы внимание удержать. Вниманием называется сосредоточенность психической деятельности на чём-либо определённом.
Для того чтобы выполнить работу, нужно не только сосредоточить внимание на ней, сузив его поле, уменьшив количество задач решаемых одновременно, но и удержать его на решаемой задаче. Если отвлекает постороннее, то решение задачи усложнится.
Особенно легко переключается внимание на всякое изменение окружающей среды. Это, так называемый, ориентировочный рефлекс, представляющий собой врождённую реакцию организма.
К примеру, если вы напряжённо заняты чем-то важным, а кто-то приоткроет дверь, то вы обязательно оторветесь от работы и посмотрите на источник звука.
Чем сложнее задача, тем более узким должно быть поле внимания. Нужно постоянно усилием воли возвращаться к объекту, или подавить другие зоны внимания человека. Это можно сделать, и исключив раздражители, и создав изолированные от них условия существования.
Но, если полностью изолировать человека от внешних воздействий, то создастся ненормальная ситуация для работы ориентировочного рефлекса, что вынудит человека искусственно создать себе определённый уровень посторонних раздражителей, например, за счёт постукивания предметами и т.п.
Если говорить о физиологическом процессе формирования зоны внимания, то следует привести описание работы природного механизма фиксации внимания (закон индукции нервных процессов), которое сделал Ч.Шеррингтон и широко использовал в своих работах И.П.Павлов.
Согласно закону индукции, возбуждение, возникшее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение возбуждения в других её областях или возбуждение может попеременно в одних областях возникать, а в других гаситься.
Подавить другие зоны внимания также может подсознательное самопрограммирование мозговой деятельности на торможение других зон исследовательской активности головного мозга. Это может быть сделано, например, путём искусственного повышения важности главного объекта внимания.
Чем важнее задача для жизнедеятельности человека, тем сильнее нервное возбуждение, и тем активнее торможение зон коры головного мозга, связанных с выполнением других задач, выделяемых сознанием для концентрации на них внимания.
Сильное нервное возбуждение создаёт торможение всех задач, потенциально требующих участия сознания.
Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека под контролем его подсознания.
Например, в сложной дорожной обстановке у водителя автомашины заторможено восприятие всех второстепенных раздражителей.
Нельзя отвлекать водителя разговорами и привлекать его внимание, так как это разрушит его сконцентрированость на дорожной ситуации и разрушит чёткое отрабатывание двигательных команд подсознания.
В ответ на новый раздражитель ориентировочный рефлекс водителя сделает активной другую зону мозга.
Внимание является одной из функций аналитической системы организма и служит для выполнения трёх основных задач:
- Ориентировочно – исследовательской для сканирования изменения окружающей среды и состояния организма с целью формирования психического образа реальной или мысленной модели условий существования организма.
- Исполнительской, заключающейся в контроле над содержанием и последовательностью выполняемых действий.
- Контроль соответствия результата действий планируемому с целью постановки новых задач.
Люди могут по-разному реагировать на одну и ту же ситуацию, что зависит от их эмоционального и физического состояния. Очень важным параметром в выборе реакции поведения является тип нервной деятельности человека. По-разному реагируют и животные.
Достаточно наглядно видно различие поведения в зависимости от типа нервной деятельности в экспериментах над животными. Наблюдая за поведением собак, можно заметить несколько характерных типов их реагирования на появление человека и его действия. Одни из них быстро и сильно возбуждаются и долго не могут успокоиться.
Другие, возбудившись при виде человека, быстро успокаиваются после его удаления. Третьи реагируют медленно, слабо возбуждаются и медленно успокаиваются. Некоторые собаки от действия раздражителей начинают прятаться.
Врождённое разнообразие типов нервной системы обеспечивает более эффективное выживание вида в целом.
На основании длительного изучения в лабораторных условиях индивидуальных особенностей условно-рефлекторной деятельности собак, И. П. Павлов создал учение о типах высшей нервной деятельности и научно обосновал их классификацию.
Уравновешенность нервных процессов зависит от соотношения сил возбудительного и тормозного процессов.
Всевозможные комбинации этих четырёх основных свойств нервных процессов определяют большое разнообразие типов высшей нервной деятельности. И. П. Павлов на основании исследований выделил из числа возможных комбинаций четыре типа нервной деятельности (три типа сильных и один слабый):
- сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник;
- сильный, уравновешенный, инертный — флегматик;
- сильный, неуравновешенный, возбудимый — холерик;
- слабый, тормозной — меланхолик.
Подсознание, выбирая тип экстренной реакции на раздражитель, несомненно, будет учитывать особенности состояния человека и тип его нервной деятельности. А задача алгоритма подсознания состоит в том, чтобы заставить человека выполнить выбранную подсознанием подпрограмму действий, исключив оценки разума и его влияние на выполнение этих действий.
В спокойной и обычной обстановке человек тоже нуждается в целом ряде собственных автоматических действий. Иногда человек работает над собой, чтобы усвоить определённые действия и довести их до автоматизма, чтобы разгрузить сознание для других задач.
Такие автоматические действия используются в любой трудовой деятельности, в спорте, управлении автомобилем, в естественных движениях человека, например, таких как ходьба и бег. Эти действия сопровождает снижение осознанности в той мере, в которой мы подсознанию это позволяем сделать.
Невозможно представить свою жизнь без огромного количества реализующихся подсознательных автоматических действий. Даже пройти несколько шагов было бы чрезвычайно сложной и утомительной задачей для сознательного управления телом.